Статья 1 трудового кодекса рф – цели трудового законодательства

Любой нормативный документ вначале имеет разъяснение касательно цели непосредственно создания этого акта.

Цели трудового законодательства выделены в первой статье ТК.

Их необходимо досконально изучить в первую очередь, чтобы на основании приведенных пунктов сделать выводы о том, какие именно вопросы регулируются правовой нормой. Помимо основного Кодекса, все правовые отношения дополнительно регулируются другими нормами законодательства.

Цели закона о труде

Статья 1 Трудового кодекса РФ – Цели трудового законодательства

Цели и задачи трудового законодательства вытекают непосредственно из названия кодифицированного документа. При этом они должны быть строго закреплены, чтобы в дальнейшем не было попыток использовать документ для рассмотрения вопросов, которые не относятся к его компетенции.

Основной целью ТК является создание благоприятных условий труда рабочих, работодателей, способствование реализации их прав на нормальную работу, социальные гарантии. Основным моментом цели является создание таких норм, которые бы обеспечили оптимальный баланс интересов сторон, чтобы никто не был так или иначе ущемлен в правах.

Гарантии трудовых прав граждан

У каждого гражданина есть вполне законное право работать. В нем не может быть отказано по причине национальной принадлежности, вероисповедания, социального статуса. Проще говоря, грубым нарушением будет отказать в приеме на работу женщине, просто из-за наличия у нее маленького ребенка.

Практика же показывает, что мало кто из работодателей допустит официально подобную формулировку в ответе соискателю.

Кроме того, некоторые работы изначально предполагают ограничения: военнослужащие могут быть приняты на работу до определенного возраста, некоторые должности специально предназначены для здоровых мужчин (женщин и инвалиды по определению не могут быть трудоустроены).

  На государственные посты не берутся несовершеннолетние, так как там не предусмотрен неполный рабочий день. Проще говоря, определенные вполне логичные ограничения в любом случае изначально оговорены в соответствующих нормативных актах, договорах, распоряжениях.

Создание благоприятных условий труда

Статья 1 Трудового кодекса РФ – Цели трудового законодательства

Очень важно, чтобы работнику были обеспечены абсолютно все условия труда, необходимые для надлежащего выполнения служебных обязанностей. В отношении них рассматриваются обычно такие пункты:

  • длительность отпуска;
  • продолжительности и частота перерывов;
  • продолжительность, начало и конец рабочего дня;
  • форма и сроки оплаты;
  • дополнительные социальные гарантии;
  • возраст, до которого возможно занимать должность, и с какого возраста допускается изначально;
  • любые дополнительные нормы, которые могут быть уместны в отношении должности (к примеру, для работающих в ночное время, медиков, металлургов обычно предусматриваются особые условия организации труда: места для отдыха, комнаты приема пищи).

В трудовом законодательстве приведен только сжатый перечень основных положений. При этом они дополнительно разъясняются отраслевыми актами, характерными для какого-то конкретного вида работы, должностей, отраслей.

Этими актами в дальнейшем нужно будет руководствоваться для четкого определения заданных положений.

Дополнительно все эти положения должны быть закреплены в трудовом договоре, который каждый работник подписывает непосредственно при приеме на работу.

Также могут быть предусмотрены и такие гарантии, как организация отдыха. Речь идет о путевках в санатории, пансионаты, которые выдают по особой схеме, чтобы работники могли оздоровиться.

Защита прав работников и работодателей

Статья 1 Трудового кодекса РФ – Цели трудового законодательства

В РФ целями трудового законодательства также являются основные правила защиты прав работников, работодателей. Хотя обычно все спорные моменты изначально могут быть урегулированы в судебном порядке, но для этих категорий разбирательств возможна другая модель правового регулирования. Обратиться работник может в прокуратуру или Трудовую Инспекцию. Данные инстанции проводят соответствующие проверки, выносят предписания. Далее при необходимости работники инстанций передают дело в суд. Практическая рекомендация при этом такова: при наличии любых финансовых требований лучше сразу обратиться в суд, чтобы не терять время. Трудовая Инспекция и прокуратура не обладают правом принудительно что-либо взыскивать, поэтому при отсутствии согласия работодателя добровольно выполнить предписание заставить его это сделать можно только в суде.

Теоретически в законе сделан акцент на том, что работодатель и работник имеют абсолютно равные права. Если были допущены нарушения, то каждая из сторон может потребовать от другой компенсаций, выполнения обязанностей.

К примеру, если имеет место факт недостачи, то у работника руководство может вычесть эту сумму из зарплаты.

Если сотрудник пожелал уволиться, за работодателем сохранится право требовать взыскания и после прекращения трудовых отношений.

Для защиты прав и работники, и работодатели создают специальные организации. От имени работников зачастую выступают профсоюзы, а от имени работодателей – специализированные отраслевые объединения, которые способствуют разрешению вопросов не только с работниками, но также контролирующими органами.

Задачи трудового закона

Статья 1 Трудового кодекса РФ – Цели трудового законодательства

Основной задачей ТК является урегулирование вопросов взаимодействия работников и работодателей по таким вопросам:

  • правила трудоустройства;
  • организация работы (труда и отдыха, рабочего процесса);
  • нормы оплаты и трудовой дисциплины, длительности рабочего дня, отдыха;
  • организация трудового процесса, социальных гарантий;
  • правила разрешения трудовых споров;
  • материальная ответственность сторон друг перед другом в случае возникновения ущерба финансового характера;
  • методы и правила проверки выполнения предписаний контролирующими органами;
  • обязательное социальное страхование всех категорий сотрудников.

Все эти вопросы должны быть четко урегулированы трудовым законодательством. Даже если некоторые моменты дополнительно регулируются каким-либо другим положением, то за основу все равно чаще берется Трудовой Кодекс – положения могут быть только расширены, но никак не ущемлены.

Баланс интересов работника и работодателя

Статья 1 Трудового кодекса РФ – Цели трудового законодательства

Во всех нормативных документах акцентируется внимание на том, что стороны равны в правах и обязанностях перед законодательством.

На самом деле это абсолютно не так. Во многом можно проследить дискриминацию в отношении руководства компаний. Явными примерами можно считать:

  • Работник имеет право уйти в любом случае с работы. Даже если есть грубые нарушения, недостачи, не отдать работнику документы работодатель не имеет права. В это же время, чтобы уволить работника работодатель должен предъявить доказательства наличия весомых аргументов.
  • В случае сокращения штата руководитель выплачивает компенсации, выходные пособия за то время, которое по факту работник не работал.
  • Некоторые категории работников нельзя уволить даже в случае грубых нарушений. Наиболее интересный явный пример: беременную нельзя уволить даже за пребывание в нетрезвом виде на рабочем месте. Часто социально защищенные категории откровенно злоупотребляют данным правом, относясь халатно к работе. Далее избавиться от такого человека бывает крайне проблематично для компании. То же самое касается контроля знаний: в отношении некоторых категорий работников действует запрет проведения аттестации. В итоге проконтролировать уровень квалификации не удается, что приводит к ухудшению качества обслуживания посетителей организации. Результат в итоге абсолютно противоположный: страдают от подобной дискриминации не только работодатели, но опять же работники. Многие руководители попросту не хотят брать на работу сотрудников, которые могут быть отнесены к подобной категории. Добросовестному и ответственному сотруднику в итоге трудно найти работу.

Практика показывает, что при возникновении каких-либо споров между сотрудником и работодателем, суд обычно всегда бывает на стороне именно работника, удовлетворяя его требования полностью. При этом во многих пунктах законодательных норм обозначается, что обе стороны трудовых правоотношений имеют равные права, обязанности.

Правовое регулирование отношений

Статья 1 Трудового кодекса РФ – Цели трудового законодательства

Трудовой Кодекс РФ – важнейший документ, регулирующий отношения работников с работодателями. Помимо данного Кодекса, могут быть использованы другие нормативные акты, Конституция. При этом все же в первую очередь нужно опираться на нормы именно трудового законодательства, если необходимо разъяснить какие-либо моменты в отношении работников и работодателей.

Главным документом, при помощи которого будет осуществляться защита своих прав, является трудовой договор.

Именно там прописываются все основные особенности организации рабочего процесса.

Изначально договор не может противоречить нормам действующего законодательства. В ином случае отдельные его пункты могут быть признаны недействительными. Но это касается только приуменьшения прав работников.

Если же трудовым договором предусматриваются более лояльные условия, то таковые допускаются.

Читайте также:  33 статья трудового кодекса рф при увольнении

В РФ в отношении норм труда сразу следует уточнить важное противоречие. По общему правилу всегда берется во внимание иерархия нормативной документации. Здесь же некоторые подзаконные акты, отраслевые инструкции могут главенствовать над кодифицированным актом (ТК РФ).

Проще говоря, Трудовой Кодекс определяет только основные положения в отношении взаимоотношений работодателей и работников, а вот дополнительные права, социальные гарантии разъясняются дополнительно. Важным остается лишь условие, что отраслевые положения могут только расширять права работников, но никак не ущемлять их.

Явным примером можно считать условия труда, оплаты, предоставления отпусков, выхода на пенсию работников правоохранительных органов, северных регионов РФ.

Также здесь будут учитываться нормативные акты, которые регулируют особый статус некоторых категорий сотрудников (одинокие матери, инвалиды, родители детей-инвалидов). То есть при рассмотрении определенных категорий трудовых споров одновременно необходимо будет взять во внимание несколько нормативных документов, которые имеют отношение к сути вопроса.

Источник: http://ZnatokTruda.ru/trudovoj-kodeks/statja-1/

Статья 1. Цели и задачи трудового законодательства

  • Новая редакция Ст. 1 ТК РФ
  • Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
  • Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по:
  • организации труда и управлению трудом;
  • трудоустройству у данного работодателя;
  • подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников непосредственно у данного работодателя;
  • социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;
  • участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;
  • материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;
  • государственному контролю (надзору), профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • разрешению трудовых споров;
  • обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Комментарий к Статье 1 ТК РФ

В статье 1 Трудового кодекса РФ закреплены основные цели и задачи трудового законодательства.

Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

Главной задачей трудового законодательства является достижение согласования интересов работника и работодателя, а также государства. Кроме того, трудовое право направлено на регулирование трудовых отношений, а также иных отношений, связанных с трудовыми, например по организации и управлению трудом или по материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда.

Последнее изменение в статью 1 Трудового кодекса было внесено Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ. Этот документ добавил абзац, согласно которому трудовое законодательство направлено также на регулирование отношений по обязательному социальному страхованию.

Другой комментарий к Ст. 1 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Трудовой кодекс Российской Федерации открывается главой 1, статьями которой определяются цели и задачи российского трудового законодательства, основные принципы правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, система источников норм трудового права, их действие во времени и по кругу лиц, а также порядок исчисления сроков.

2. Часть 1 ст.

1 ТК РФ, перечисляя конкретные цели трудового законодательства, по сути, придает правовому регулированию труда в нашей стране определенный социальный акцент, который вытекает из самой сущности Российского государства (ч. 1 ст. 7 Конституции РФ), призванного способствовать созданию в нашей стране благоприятных условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Общая социальная направленность российского трудового законодательства, однако, не означает, что оно является правом исключительно одной стороны трудовых отношений, а именно работника.

Провозглашаемая Конституцией цель обеспечения достойной жизни и свободного развития человека предполагает, что не только наемный работник должен иметь реальные гарантии своих прав и свобод, но и работодатель, создающий рабочие места и обеспечивающий людей работой, тоже вправе реализовать предпринимательский интерес в осуществляемой им экономической либо иной деятельности. Под этим углом зрения следует говорить о том, что трудовое законодательство России одновременно призвано выполнять две функции. Во-первых, социальную функцию, общее назначение которой состоит в создании работнику условий труда, его оплаты и охраны, достойных представителя современного человеческого сообщества. Во-вторых, экономическую функцию, направленную на обеспечение соответствия уровня трудовых прав, свобод и гарантий работника экономическим возможностям работодателя, позволяющим ему удовлетворять и свой интерес к достижению наиболее эффективных экономических результатов, создающих материальные предпосылки для реализации трудовых прав работников. Именно на эти идеи опирается ч. 2 ст. 1 ТК, называя одной из основных задач трудового законодательства создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений.

Между тем необходимо учитывать, что соотношение указанных функций характеризуется доминантой социальной функции, наличие которой, в частности, объясняется наибольшим удельным весом, занимаемым наемными работниками в структуре российского общества.

К тому же с экономической точки зрения каждый из этих работников, не являясь самостоятельно хозяйствующим субъектом, фактически располагает только личными способностями к определенному труду, которыми он и участвует в экономической или иной деятельности работодателя.

Отсюда следует, что все трудовые права и интересы работника в реальности могут осуществиться только благодаря определенным действиям работодателя, который тот далеко не всегда заинтересован совершать.

В этом смысле работники действительно нуждаются, причем более, нежели работодатели, в государственно-гарантированной поддержке и защите своих трудовых прав и законных интересов.

Права и экономические интересы работодателя трудовое законодательство, конечно, не игнорирует.

Однако, имея в виду способность работодателя к их самостоятельному удовлетворению, оно предоставляет возможность осуществлять правовую защиту этих прав и интересов, как правило, нормам других отраслей права, регулирующих отношения, в которых работодатель фигурирует в качестве субъекта имущественных или неимущественных прав, организатора производства, предпринимателя или собственника, осуществляющего какой-либо вид хозяйственной, культурно-развлекательной, медицинской, образовательной или другой деятельности.

3.

Взаимоотношения работодателя с субъектами трудовых и связанных с ними отношений строятся в первую очередь на договорно-правовой основе, однако данное обстоятельство не означает, что правовое регулирование этих отношений осуществляется исключительно в частноправовом порядке, не требующем государственного присутствия, олицетворяющего публично-правовое начало в законодательном регулировании общественных отношений.

Трудовое законодательство проявляет социальную направленность как раз в том, что посредством его норм осуществляется такое правовое регулирование трудовых отношений, которое призвано обеспечить, разумеется, в необходимых и разумных пределах экспансию государства на рынок труда с целью привнесения в его функционирование начал предсказуемости, справедливости и стабильности, позволяющих добиваться экономического прогресса и социального мира в условиях данного способа хозяйствования. В этом аспекте ч. 2 ст. 1 ТК РФ ориентирует правовое регулирование трудовых и связанных с ними отношений и на учет интересов российского государства, современная экономико-правовая политика которого должна быть направлена на достижение некоего всеобщего социального блага.

4. Часть 2 ст. 1 ТК России очерчивает круг общественных отношений, которые призваны регулировать трудовое законодательство России.

Ныне в него включаются не только собственно трудовые отношения, но и иные общественные отношения, которые определяются как отношения, непосредственно связанные с трудовыми.

В совокупности с трудовыми отношениями они образуют единый предмет правового регулирования для норм трудового права, содержащихся как в ТК, так и в других источниках (см. комментарий к ст. ст. 5 — 10).

Сердцевину данного предмета составляют индивидуальные трудовые отношения, складывающиеся между работником и работодателем в связи с заключением и исполнением трудового договора.

Читайте также:  Статья 121 трудового кодекса рф – исчисление стажа работы, дающего право на ежегодные оплачиваемые отпуска

Непосредственно связанные с ними отношения, хотя не являются трудовыми с точки зрения содержания деятельности участвующих в них субъектов, тем не менее регулируются также трудовым законодательством и включаются в его предмет в силу своей тесной и неразрывной связи с трудовыми отношениями.

В отрыве от трудовых отношений их существование в принципе теряет самостоятельное значение, поскольку все они вместе и каждый их вид в отдельности должны способствовать возникновению, развитию и в случае необходимости законному прекращению трудовых правоотношений.

Соответственно, правовое регулирование данных отношений подчинено общей идее обеспечения нормального состояния трудовых правоотношений.

Отношения, которые наряду с трудовыми включаются в предмет законодательного регулирования, могут предшествовать, сопутствовать трудовым либо сменять их. Их правовое регулирование довольно разнообразно по направленности.

Так, регулирование отношений по трудоустройству, которые предшествуют трудовым, призвано обеспечить свободный выбор труда, а также максимально быстрое и правильное возникновение трудовых правоотношений между гражданином, ищущим подходящую работу, и работодателем, подыскивающим определенного работника.

Регулирование отношений по организации труда и управлению трудом, которые сопутствуют трудовым отношениям, опосредует процесс применения и использования индивидуального и коллективного труда работников, занятых у одного работодателя.

Хотя труд работников и относится к экономическим факторам рыночного хозяйствования, которые работодатель приобретает и использует по своему усмотрению, он тем не менее не считается обычным рыночным товаром. На этой идее, в частности, основывается международно-правовое регулирование труда. К примеру, п.

«а» первого раздела Декларации о целях и задачах МОТ, принятой 10 мая 1944 г. на 26-й сессии Генеральной конференции труда в Филадельфии, говорит: «Труд не является товаром» (Международное Бюро Труда. Женева, 1996. С. 23).

Отсюда следует, что наем конкретного труда не рождает для работодателя безграничные возможности по его использованию и распоряжению исключительно в своем интересе.

Субъектом индивидуального труда выступает все же человек, а управление им, как, впрочем, и коллективом людей, является разновидностью социальной власти, которая в принципе не может быть безграничной в современном демократическом обществе. С этой точки зрения трудовое законодательство определяет пределы и порядок осуществления данной власти и в первую очередь в области воздействия на работников при осуществлении работодателем локально-нормотворческих, директивно-распорядительных и правоприменительных полномочий.

Законодательное регулирование отношений по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у работодателя, которые в ряде случаев либо предшествуют, либо сопутствуют трудовым отношениям, нацелено на повышение эффективности труда путем обеспечения субъектного состава трудовых отношений наиболее квалифицированными работниками.

Регулирование отношений по социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений подчинено цели оптимального согласования интересов сторон индивидуальных и коллективных трудовых отношений как между собой, так и с интересами государства.

В совокупности данные отношения относятся к так называемым коллективным трудовым отношениям, которые сопутствуют индивидуальным трудовым отношениям и составляют важный блок предмета законодательного регулирования.

Нормальное функционирование и развитие отношений этого блока во многом определяет судьбу социального благополучия российского общества в целом.

Законодательное регулирование сопутствующих трудовым отношений по участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства опосредует привлечение работников к процессу организации труда и управления трудом.

Соответствующие нормы законодательства предназначены преодолеть отчуждение работников от организационно-управленческой деятельности работодателя и ее результатов путем предоставления представителям работников возможности воздействовать на работодателя в процессе установления условий труда и применения законодательства. В данном случае соответствующие правомочия работников выступают как своеобразный социальный противовес экономической власти работодателя, использование которого способно в определенной мере воспрепятствовать злоупотреблению этой властью.

Регулирование отношений по материальной ответственности, которые могут сопутствовать трудовым отношениям или сменять их, выполняет охранительную функцию, основное содержание которой составляет обязанность одной стороны трудового договора возместить ущерб, причиненный другой стороне договора. При этом законодательная конструкция материальной ответственности, содержащаяся в нормах трудового законодательства, имеет специфику, отличающую ее от имущественной ответственности по нормам гражданского права (см. ст. ст. 232 — 250 ТК РФ и комментарий к ним).

Законодательное регулирование отношений по надзору и контролю (в том числе профсоюзному контролю) за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) должно в целом способствовать обеспечению защиты трудовых прав и законных интересов работников, в том числе и права на здоровые и безопасные условия труда.

Такую же направленность имеет и правовое регулирование отношений по разрешению индивидуальных и коллективных трудовых споров, с помощью разрешения которых могут защищаться любые трудовые права работников.

Отношения по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства, как правило, сопутствуют трудовым, а отношения по разрешению трудовых споров могут как сопутствовать трудовым отношениям, так и сменять их.

Все отношения, включенные в ч. 2 ст. 1 ТК РФ под общим названием «иные тесно связанные с трудовыми отношения», подразделяются с точки зрения субъектного состава на индивидуальные и коллективные.

  1. К категории индивидуальных относятся отношения по:
  2. трудоустройству у данного работодателя;
  3. профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя;
  4. материальной ответственности работников;
  5. разрешению индивидуальных трудовых споров;
  6. обязательному социальному страхованию.
  7. К числу коллективных относятся отношения по:
  8. организации труда и управлению трудом коллектива работников данного работодателя;
  9. социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;
  10. участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;
  11. надзору и контролю (в том числе профсоюзному контролю) за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда);
  12. разрешению коллективных трудовых споров.
  13. В составе коллективных отношений, в свою очередь, следует различать отношения, регулируемые в порядке внешнего нормативно-правового воздействия со стороны государственно-властных органов или лиц, и отношения, строящиеся на началах договорного саморегулирования, осуществляемого самими участниками этих отношений. В первую группу отношений включаются отношения по:

организации труда и управлению трудом, которые регулируются в законодательном, нормативно-правовом и локально-нормативном порядке (см. ст. ст. 6, 8 ТК РФ и комментарий к ним);

по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства, включая законодательство об охране труда (см. ст. ст. 353 — 369 ТК РФ и комментарий к ним).

  • Во вторую группу коллективных отношений включаются отношения по:
  • социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;
  • участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства; профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда);
  • разрешению коллективных трудовых споров.

Данная группа отношений во многом связана с регулированием коллективных условий труда работника, поэтому она получила название «коллективные трудовые отношения» (см. ст. 9 ТК РФ и комментарий к ней).

Источник: http://TKodeksRF.ru/ch-1/rzd-1/gl-1/st-1-tk-rf

Статья 1 с ми. Цели и задачи трудового законодательства

  • Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
    Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по:
    организации труда и управлению трудом;
    трудоустройству у данного работодателя;
    подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников непосредственно у данного работодателя;
    социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;
    участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;
    материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;
    государственному контролю (надзору), профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права ;
    разрешению трудовых споров;
  • обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами .
Читайте также:  Уведомление об отпуске – правила составления, образец

Комментарий к статье 1 ТК РФ

1. Изложение статей ТК начинается со ст. 1, определяющей цели и задачи трудового законодательства.

В условиях перехода к рыночной экономике, всемерного развития договорного регулирования важной целью трудового законодательства является установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан.

Это проявляется в том, что государство устанавливает гарантии как для всех работников (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда, продолжительности отпуска и др.

), так и отдельно для лиц, нуждающихся в повышенной социальной защите (регулирование труда женщин, лиц с семейными обязанностями, работников моложе 18 лет, инвалидов), определяет процедуру согласия между участниками трудовых отношений, а также порядок разрешения индивидуальных и коллективных споров.

Трудовой кодекс содержит нормы, цель которых — создать благоприятные условия труда, обеспечить защиту прав и интересов работников и работодателей.

В отличие от ранее действовавшего Кодекса, комментируемый ТК более подробно регулирует отношения, возникающие в связи с обеспечением охраны труда работников.

В нем содержатся основные направления государственной политики в области охраны труда, нормативные требования охраны труда, обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда, обязанности работника в области охраны труда, гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда, положения об органах управления охраны труда, порядок и условия расследования и учета несчастных случаев, источники финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда (см. коммент. к разд. X «Охрана труда»).

Защита трудовых прав работников осуществляется различными способами. Основными из них являются: самозащита работниками своих трудовых прав, государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства, защита трудовых прав работников профсоюзами, судебная защита (см. коммент. к статьям гл. 56 — 59).

Значительный массив норм Кодекса связан с порядком проведения коллективных переговоров, заключения коллективных договоров и соглашений, установления предела договорного регулирования, с тем чтобы не ухудшить положение работников по сравнению с трудовым законодательством. Эти нормы имеют целью сбалансировать интересы работников и работодателей, а также обеспечить интересы государства.

2. Комментируемая статья формулирует основную задачу трудового законодательства через круг отношений, составляющих предмет трудового права. Эта статья имеет принципиальное значение, поскольку определяет критерии разграничения трудового права и смежных отраслей российского права.

Центральное место в отношениях, регулируемых трудовым законодательством, занимают трудовые отношения, возникающие между работниками и работодателями в связи с заключением трудового договора (см. коммент. к ст. 15).

Трудовыми отношениями не исчерпывается круг отношений, составляющих предмет трудового права. В него входят и другие отношения, тесно связанные с трудовыми: одни предшествуют им, другие функционируют одновременно с ними, третьи приходят им на смену.

К предшествующим относятся отношения по трудоустройству. Цель указанных отношений — обеспечить граждан работой, способствовать возникновению трудовых отношений между ними и работодателями.

Нормы, составляющие содержание отношений по трудоустройству, устанавливают квоту рабочих мест, гарантии социальной поддержки гражданам, ищущим работу, полномочия и обязанности работодателей в сфере занятости. Для этих отношений характерна множественность субъектов.

К ним относятся не только работники и работодатели, но и органы государственной власти, профсоюзы.

Отношения, которые функционируют наряду с трудовыми, весьма различны по своему содержанию.

Сюда относятся отношения: по организации труда и управлению трудом; социальному партнерству; ведению коллективных переговоров; заключению коллективных договоров и соглашений; участию работников и профсоюзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях.

Эти отношения в обобщенной форме являются коллективными трудовыми отношениями. Их отличительная особенность — наличие коллективного субъекта в лице профсоюза или иного представительного органа работников. Сам работник, как правило, непосредственно в коллективном трудовом отношении не участвует.

К самостоятельным видам Кодекс относит и отношения по подготовке и дополнительному профессиональному образованию кадров непосредственно у данного работодателя, отношения по материальной ответственности работодателя и работника в сфере труда, которые до последнего времени рассматривались как составная часть трудовых отношений.

Отношения по контролю (надзору), профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, традиционно признавались отношениями, функционирующими одновременно с трудовыми. Трудовой кодекс не отступает от этих традиций. В соответствии с конституционным правом на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, важное значение имеют предусмотренные в ТК нормы в области контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, способствующие обеспечению безопасных и здоровых условий труда. Возникающие в связи с осуществлением надзора и контроля отношения функционируют наряду с трудовыми отношениями.

Перечень отношений, регулируемых трудовым законодательством, комментируемая статья завершает отношениями по рассмотрению трудовых споров. Как правило, эти отношения приходят на смену трудовым.

Они предусматривают (во многих случаях) альтернативный порядок рассмотрения споров, определяют механизм исполнения решений комиссий по трудовым спорам, устанавливают некоторые процессуальные особенности при разрешении трудовых споров в судах.

Отношения по рассмотрению трудовых споров способствуют защите прав и законных интересов сторон трудового договора, цивилизованному разрешению неурегулированных разногласий в сфере труда.

Наряду со спорами, возникающими между конкретным работником и работодателем, существуют коллективные трудовые споры, порядок разрешения которых предусматривает специальную процедуру вплоть до объявления забастовки (см. коммент. к статьям гл. 61).

Трудовое законодательство регулирует также отношения по обязательному социальному страхованию. Объединяющий признак их принадлежности к предмету трудового права — связь с трудовыми отношениями. Трудовой кодекс подчеркивает, что отношения по обязательному социальному страхованию регулируются трудовым законодательством в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Одним из таких законов является Закон об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам.

Согласно этому Закону пособия по временной нетрудоспособности выплачиваются в следующем размере: застрахованному лицу, имеющему страховой стаж восемь и более лет, — 100% среднего заработка; застрахованному лицу, имеющему страховой стаж от пяти до восьми лет, — 80% среднего заработка; застрахованному лицу, имеющему страховой стаж до пяти лет, — 60% среднего заработка.

Однако независимо от продолжительности страхового стажа размер пособия по временной нетрудоспособности не может превышать максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности, установленный федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования на очередной финансовый год.

В 2009 г. в соответствии с Законом о бюджете Фонда социального страхования РФ на 2009 г. максимальный размер пособия в 2009 г. равен 18720 руб.; в 2010 г. — 20030 руб.; в 2011 г. — 21390 руб. (ч. 1 ст. 8). Если застрахованное лицо работает у нескольких работодателей, размер пособия по временной нетрудоспособности не может превышать максимальный размер пособия по каждому месту работы.

Не остается неизменным и максимальный размер ежемесячной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев и профессиональных заболеваний: в 2013 г.

он не должен был превышать 58970 руб., в 2014 г. — 61920 руб., а в 2015 г. — 65020 руб. (см. Федеральный закон от 03.12.

2012 N 219-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов»).

Источник: https://protkrf.ru/st_1_tk_rf

Ссылка на основную публикацию