Что такое локальный нормативный акт содержащий нормы трудового права?

Работодатели, за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

В установленных случаях работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа). Коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников.

Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения (ст. 8 ТК РФ).

Назначением локальных нормативных актов является конкретизация трудового законодательства с учетом особенностей и условий работы у конкретного работодателя, повышение гарантий, предоставляемых работникам, а также определение условий их труда.

Работодатель принимает локальные нормативные акты как единолично, так и с учетом мнения представительных органов работников. Без учета мнения представительного органа работников (единолично) принимаются: штатное расписание, должностные инструкции, приказы, распоряжения и т.п.

  • Акты, устанавливающие условия и оплаты труда, по общему правилу принимаются с учетом мнения представительного органа работников. К ним относятся:
  • — локальные нормативные акты, устанавливающие нормы труда, независимо от их наименования (ст. 162 ТК РФ);
  • — графики сменности, которые, как правило, являются приложением к коллективному договору (ст. 103 ТК РФ);
  • — локальные нормативные акты об оплате труда (положения об оплате труда) (ст. 135 ТК РФ);

— правила внутреннего трудового распорядка, которые, как правило, являются приложением к коллективному договору (ст. 189, 190 ТК РФ).

По решению работодателя могут приниматься и другие локальные нормативные акты, например, положение о персонале, положение о порядке ведения коллективных переговоров в организации, положение об участии работников в управлении организацией, положение о комиссии по трудовым спорам и т.п.

Если постоянно действующий представительный орган работников в организации не сформирован, проект локального нормативного акта должен быть направлен представителям работников, избранным в соответствии со ст. 31 ТК РФ. В том случае, когда работники не воспользовались своим правом избрать представителей, работодатель имеет право принять соответствующий локальный акт единолично.

Порядок учета мнения представительного органа, представляющего интересы работников организации при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права определен статьей 372 ТК РФ.

Так, работодатель в предусмотренных ТК РФ случаях, перед принятием решения направляет проект такого локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган, первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников, который не позднее пяти рабочих дней направляет работодателю мотивированное мнение по данному проекту в письменной форме.

В случае если это мнение не содержит согласия с проектом локального нормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным органом работников в целях достижения взаимоприемлемого решения.

При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован выборным органом первичной профсоюзной организации в Федеральную службу по труду и занятости или в суд. Выборный орган первичной профсоюзной организации также имеет право начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, установленном ТК РФ.

Государственная инспекция труда при получении жалобы (заявления) выборного органа обязана в течение одного месяца со дня получения жалобы (заявления) провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю предписание об отмене указанного локального нормативного акта, обязательное для исполнения.

Локальные нормативные акты следует отличать от коллективного договора, который представляет собой нормативное соглашение, принимаемое в договорном порядке (ст.ст. 40, 41 ТК РФ).

В отличие от коллективных договоров и соглашений, которые заключаются после проведения коллективных переговоров и действуют в течение определенного срока (до трех лет), локальные нормативные акты принимаются обычно по инициативе работодателя, процедура их принятия не определена (за исключением указания об учете мнения представительного органа работников), они могут быть как срочными, так и постоянными.

В системе источников трудового права локальные нормативные акты занимают низшее положение.

Они не должны содержать норм, ухудшающих положение работников по сравнению с трудовым законодательством, подзаконными нормативными актами (Указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, актами федеральных органов исполнительной власти), законами и подзаконными актами субъектов РФ, нормативными актами органов местного самоуправления, а также соглашениями и коллективными договорами.

Порядок принятия локальных нормативных актов очень важен с точки зрения определения их действия.

Акты, принятые с нарушением установленного порядка учета мнения представительного органа работников (либо в случаях, предусмотренных коллективным договором, соглашением, — без согласования с таким органом), считаются недействительными с момента принятия и не подлежат применению с момента их принятия.

Локальные нормативные акты

Локальные нормативные акты

Что такое локальный нормативный акт содержащий нормы трудового права?

Похожие публикации

В каждой организации, независимо от ее размера и сферы деятельности, должны разрабатываться локально-нормативные акты (ЛНА).

У предпринимателей, которые впервые столкнулись с необходимостью составлять данные документы, может возникнуть ряд вопросов.

Для чего нужны локальные акты? Кто обязан их разрабатывать? В каком порядке утверждаются данные акты? Ответы на эти и другие вопросы можно найти в статье.

Что такое локальные нормативные акты?

Локально-нормативные акты организации – это внутренние документы, в которых установлены права и обязанности работодателя и нанятых сотрудников в части, не урегулированной действующим законодательством. Полное определение указано в ст. 8 ТК РФ.

Работодатель имеет право разрабатывать любые ЛНА с учетом своих потребностей. Документы не должны содержать норм, снижающих уровень прав и гарантий рабочего персонала, утвержденных законом.

Обязанность разрабатывать данную документацию возложена на кадровую службу организации.

Документы составляются с целью адаптации трудового законодательства к особенностям конкретной компании.

Локальные акты касаются трудового коллектива в целом, а также применяются для индивидуальной работы с каждым работником.

Необходимо отметить, что в ТК РФ не указаны виды локальных нормативных актов и перечень документов, которые являются таковыми. Кроме того, в нем нет определения данного термина.

Виды локальных нормативных актов

Основные виды локальных актов можно разделить на:

  • обязательные (наличие этих документов в организации установлено законодательством);
  • необязательные (не предусмотрены трудовым законодательством).

В зависимости от сферы действия ЛНА бывают:

  • общего характера (указанные в них положения распространяются на всех без исключения сотрудников компании);
  • специального характера (прописанные в них нормы применяются в отдельных случаях).

По способу принятия ЛНА бывают:

  • принимаемые лично работодателем;
  • принимаемые с учетом мнения представительного органа рабочего персонала.

Мы уже рассмотрели локальные нормативные правовые акты, понятие, виды. Теперь необходимо выяснить, какие документы относятся к ЛНА.

Перечень основных локальных нормативных актов

Какие бывают локальные нормативные акты? В соответствии с нормами ТК РФ, в организациях должны быть разработаны такие документы:

  • штатное расписание;
  • правила внутреннего трудового распорядка;
  • положение о защите персональных данных;
  • график сменности;
  • график отпусков;
  • положение о распорядке рабочего дня;
  • правила и инструкции по охране труда;
  • положение об установлении заработной платы, размеров окладов, тарифных ставок;
  • положение об установлении системы премирования;
  • положение о проведении аттестации;
  • положение о введении, замене и пересмотре норм труда в организации.

Необязательные локальные акты примеры: должностные инструкции, положения о персонале, положение о комиссии по трудовым спорам и пр.

Коллективные договоры и соглашения не относятся к локальным актам.

Примеры локальных нормативных актов

Если работодателю необходимо разработать локальный акт, некий образец можно взять за основу.

Но необходимо учитывать, что локальные акты должны отражать специфику конкретного предприятия, поэтому даже самый хороший образец потребует тщательного анализа и переработки.

Унифицированных форм и конкретных требований к составлению документов не существует, поэтому лицо, ответственное за их разработку, должно знать общие требования трудового законодательства. Только тогда документы будут иметь юридическую силу.

Примеры локальных нормативных актов можно найти по ссылкам, приведенным выше. Кроме того, существуют образцы отраслевых ЛНА, содержание которых уже отредактировано с учетом специфики конкретной отрасли. Актуальные формы локальных актов представлены в альбомах, разработанных специалистами Всероссийского научно-исследовательского института документоведения и архивного дела (ВНИИДАД).

Составление приказа об утверждении локальных актов

Приказ об утверждении локальных актов является основным документом, обеспечивающим внутреннее регулирование работы организации.

«Шапка» приказа оформляется по установленному образцу, после этого надо указать номер распоряжения и дату его составления. В документе следует перечислить все виды ЛНА, которые будут разработаны и приняты в дальнейшем.

Правила оформления локальных актов можно найти в Постановлении Госстандарта РФ от 03.03.2003 № 65-ст.

Порядок принятия ЛНА

Принятие локальных нормативных актов состоит из следующих этапов:

  • Разработка документации.
  • Согласование с выборными представителями работников, экспертами, представителями вышестоящих организаций.
  • Утверждение работодателем (является необходимым условием подтверждения юридической значимости документа).
  • Введение в действие.

На каждом локальном акте следует проставить гриф «Утверждаю». Его ставят после того, как документ согласовали и подписали все ответственные лица. ЛНА вступает в силу сразу же после утверждения его руководителем или с даты, указанной в текстовой части документа.

Сотрудников компании следует ознакомить под подпись со всеми принятыми документами, касающимися их трудовой деятельности. Данное требование указано в ст. 68 ТК РФ. Факт ознакомления рабочего персонала с документами подтверждается проставлением подписей на листе ознакомления (указывается ФИО и дата ознакомления) или в отдельном журнале.

Локальные акты: виды, назначение, порядок принятия

В каждой организации – в одной меньше, в другой больше – существуют свои локальные нормативные акты. Это различные положения, инструкции, правила и т. п. При этом есть общеустановленные локальные акты, обязательные для всех организаций без исключения, а есть принятые на усмотрение работодателя.

Так или иначе, любой локальный акт обязателен и для работников, и для работодателя – если только не противоречит законодательству. Что относится к локальным нормативным актам? В каком порядке они утверждаются? С кем согласовываются? На кого распространяются? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в этой статье.

Что такое локальный акт?

Работодатели, за исключением работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями (ч. 1 ст. 8 ТК РФ).

При этом Трудовой кодекс не содержит ни определения локального акта, ни перечня документов, которые можно считать локальными актами.

Некоторые специалисты определяют локальные нормативные акты как акты, принимаемые работодателем и содержащие правила поведения, рассчитанные на неоднократное применение к неопределенному кругу лиц.

Читайте также:  Увольнение многодетного отца или мать

Но данная формулировка достаточно узка, поскольку к основным документам, содержащим правила поведения, можно отнести, например, Правила внутреннего трудового распорядка или инструкции по охране труда. Понятие локального нормативного акта несколько шире. Для его определения лучше воспользоваться положениями ст.

8 ТК РФ: локальный нормативный акт – документ, содержащий нормы трудового права, который принимается работодателем в пределах его компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями.

А вот по поводу того, какие акты следует отнести к локальным, мнений достаточно много.

Бесспорно, локальными актами являются Правила внутреннего трудового распорядка, различные положения (о персональных данных, об оплате труда, об аттестации), инструкции по охране труда и т. п.

Некоторые специалисты относят к локальным актам также штатное расписание и график отпусков, а некоторые – и приказы руководителя.

Мы не можем согласиться с тем, что приказы являются локальными нормативными актами. Они относятся к организационно-распорядительным документам, как и табели учета рабочего времени, графики сменности и др.

Что касается штатного расписания и графика отпусков, Роструд, например, неоднократно относил их к локальным нормативным актам (см., например, письма Роструда от 22.03.2012 № 428‑6‑1

Источник: https://map-expo.ru/drugoe/chto-takoe-lokalnyj-normativnyj-akt-soderzhashhij-normy-trudovogo-prava.html

Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права

Энциклопедия Сервиса бесплатных юридических консультаций » Трудовые споры » Общие положения ТК РФ » Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права

Реформирование в сфере ТП является причиной того, что предприятия стали самостоятельно их регулировать.

Содержание

Реформирование в сфере трудовых правоотношений явилось причиной того, что предприятия стали самостоятельно их регулировать.

Теперь это делается не только посредством исполнения норм государственных и федеральных органов власти, но и путем принятия внутренних локальных актов.

Последние применяются в случае недостаточного государственного регулирования, или отсутствия разъяснений органов власти в целом.

Мы расскажем, что такое локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в каких случаях они необходимы, каким требованиям должны соответствовать.

Что такое локальные нормативные акты

Статьей 8 ТК предусмотрена возможность для субъекта трудовых отношений — работодателя (кроме физлица, не зарегистрированного в качестве ИП) разрабатывать локальные акты в сфере трудового права. Они издаются на основании законов и норм федеральных органов власти, коллективных договоров и соглашений.

Иными словами, это официальные документы, которые устанавливают, изменяют или отменяют нормы в сфере трудовых отношений между определенными субъектами.

Отличие локального нормативного акта от коллективного договора состоит в том, что перед заключением договора предшествует процедура осуществления переговоров между субъектами, кроме того, срок его действия ограничен. Порядок принятия локального акта четко не определен. Также он может быть как срочными, так и бессрочным.

Такой акт нельзя рассматривать как устранение пробелов в государственном регулировании отношений между субъектами трудового права.

К задачам локальных актов относятся:

  • конкретизация норм права в сфере трудовых отношений, принимая во внимание индивидуальность трудового процесса в отдельно взятой организации;
  • гарантирование соблюдения прав работников, предусмотренных нормативными актами государственной власти;
  • определение условий трудового процесса (если это напрямую относится к функциям работодателя).

Нормотворческие полномочия работодателя

Поскольку соблюдение локальных нормативных актов является предписанием, обязательным для всех субъектов трудовых отношений, такие акты издаются в виде положения, приказа, правила, инструкции и так далее.

Существуют следующие виды локальных актов в сфере трудовых отношений:

  • локальные акты (вне зависимости от названия), которые определяют трудовые нормы;
  • графики работы, смены, иные акты, конкретизирующие продолжительность рабочего процесса или перерыва;
  • локальные нормативные акты в сфере оплаты труда;
  • правила внутренней трудовой дисциплины (трудовой и пропускной режим, перерыв, отдых), трудовой распорядок, акты, регулирующие процесс приема-увольнения сотрудников, устанавливающие ответственность, права и обязанности сторон, поощрения, взыскания и так далее;
  • акты, касающиеся охраны труда (инструкции);
  • должностные инструкции, которыми определяются полномочия сотрудников;

Должностные инструкции разрабатываются руководителем единолично, согласования с представительными органами или профсоюзами не требуют.    

Акты руководителя, не подлежащие применению 

Локальные нормы (кроме должностных инструкций) принимаются, учитывая мнение выборных органов или иных представительных органов работников.

Если внутренний правовой акт ухудшает положение сотрудников по сравнению с государственными законами или федеральными актами органов власти, он не применяется. Кроме того, если он принят без согласования с представительным органом, то есть в нарушении ст. 372 ТК, такой акт также не применяется.

Регулирование трудовых отношений будет осуществляться на основании государственных норм или иных федеральных актов органов власти, положений, прописанных соглашениями.

Требования, предъявляемые к локальным актам

К процессу создания внутреннего нормативного акта целесообразно привлекать специалистов, имеющих полномочия. Поскольку такие акты являются составляющей частью государственного нормативно-правового регулирования в трудовой сфере.  

При подготовке внутренних нормативных актов придерживаются следующих требований:

  • такие акты вносят в трудовые отношения определенные изменения, поэтому в процессе нормотворчества следует учесть финансовые возможности предприятия, возрастные, психологические и иные особенности сотрудников и так далее;
  • документ должен быть структурирован, то есть содержать вводную часть, где излагаются причины его принятия, содержать четкий перечень сотрудников, на которых распространяется, а также задачи, для выполнения которых предназначен, если в акте содержатся специальные термины, необходима их расшифровка;
  • в акте указываются реквизиты, которые придают ему статус официального, то есть наименование органа, его принявшего, ссылки на законодательные нормы, дата принятия, регистрационный номер, резолюция лица, имеющего полномочия его подписать;
  • исключается возможность полного либо частичного дублирования уже принятых норм, а если документ дублирует ранее изданный, в нем должна содержаться информация об отмене предыдущей нормы;
  • форма изложения должна быть лаконична, конкретна, доступна, но документ не должен содержать излишнюю конкретизацию или трудные для понимания термины.

Учет мнений представительного органа работников  

Согласно трудовому законодательству, руководитель принимает локальные акты в области трудового права в пределах своих полномочий.

Упрощенный порядок принятия таких норм возможен, когда субъекты предпринимательства (работодатели) – физические лица, государственные или федеральные организации, либо органы власти.

Если же работодатель — хозобщество или производственный кооператив, а также если на предприятии имеется субъект трудовых отношений — выборный орган или профсоюз, возможность единоличного принятия руководителем внутренних актов ограничена.

В определенных случаях руководитель принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права или другие федеральные нормы, учитывая мнение выборного органа, представляющего интересы работников (ст. 8, п. 2 ТК).

Перед тем как принять решение, руководитель направляет проект акта в выборный орган, который в течение 5 дней должен направить мотивированное мнение. Если согласие на издание не получено, либо имеются замечания, руководитель может согласиться с такой позицией или провести дополнительные консультации.

Если окончательное согласие не было достигнуто, руководитель может издать внутреннюю трудовую норму, а представительный орган – обжаловать в установленном порядке, или инициировать процесс спора в федеральной комиссии. 

Источник: https://advokat-malov.ru/obshhie-polozheniya-tk-rf/lokalnye-normativnye-akty-soderzhashhie-normy-trudovogo-prava.html

Статья 8 ТК РФ. Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права

  • Работодатели, за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее — локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
  • В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа).
  • Коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников.

Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.

См. все связанные документы >>>

1. Все правила, по которым работает организация, можно разделить на 2 группы: принятые за пределами организации и принятые самой организацией. Конкурентоспособность организации, ее прибыль прямо зависят от качества правил, которые организация приняла самостоятельно на основании комментируемой статьи.

К правилам, которые принимает организация, относятся: правила внутреннего трудового распорядка; коллективный договор; положение об оценке персонала; положение о должностных инструкциях; различные соглашения между работодателем и наемными работниками; положение об оплате труда; положение об оценке результативности деятельности работников; положение о развитии персонала; положение о повышении конкурентоспособности персонала; правила по охране труда; этические кодексы; корпоративные кодексы и др.

Работодатель, кроме локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, принимает правовые акты (документы) о применении норм права. Их значение в регулировании трудовых отношений возрастает. Среди этих актов можно назвать должностные инструкции, оценочные листы персонала.

Должностная инструкция является правовым актом, определяющим положение наемного работника в организации. В ТК в разд. III упоминания о должностной инструкции нет, что является недостатком ТК. В частности, в п. 5 ст.

81 ТК об увольнении работника за неоднократное неисполнение им без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание, должностная инструкция не упоминается. Должностная инструкция — важнейший документ, определяющий обязанности работника на рабочем месте.

Это правовой акт индивидуальной направленности или применения нормы права. Существует 2 вида инструкций: 1) должностная инструкция для служащих; 2) рабочая инструкция для рабочих.

На работника в организации возлагаются 4 вида обязанностей: 1) общие обязанности наемного работника. Они определены в федеральном законодательстве, в частности в ст.

21 ТК; 2) отраслевые обязанности, которые возлагаются на работников различных отраслей народного хозяйства; 3) обязанности, которые возлагает организация на каждого работника, так называемые корпоративные обязанности; 4) обязанности, которые работник выполняет на своем рабочем месте. Они указываются в должностной инструкции.

Все перечисленные обязанности являются обязанностями конкретного работника, которые возложены на него трудовым договором. Поэтому в формулировку п. 5 ст. 81 ТК следует внести дополнение, указав виды обязанностей.

Основание для увольнения может быть изложено следующим образом: «за повторное неисполнение работником без уважительных причин обязанностей, указанных в законодательстве, правилах внутреннего трудового распорядка, трудовом договоре, должностной инструкции, если он имеет дисциплинарное взыскание».

Должностная инструкция рассматривается как документ, регламентирующий деятельность работника на каждой должности и содержащий требования к работнику, занимающему эту должность. Должностная инструкция составляется на основе тарифно-квалификационных характеристик.

Процесс составления должностной инструкции включает следующие стадии: определение места каждой должности в структуре организации, ее подчиненности и взаимосвязей; выявление целей и задач должности, т.е.

тех работ, которые выполняются по данной должности; отбор типичных должностей; выбор метода работ по отобранным должностям (наблюдений, собеседования, вопросников); сбор необходимой информации; анализ работ по должности, т.е.

определение наиболее существенных характеристик работ с помощью упорядочения и оценки информации, связанной с работой или работником.

  1. Широко распространена следующая структура должностной инструкции:
  2. 1) общие положения устанавливают: структурное подразделение, в которое входит работник; кому подчиняется работник; кто подчиняется работнику; требования к стажу; требования к профессиональной подготовке;
  3. 2) обязанности работника подразделяются на ежедневные, еженедельные, ежемесячные, ежеквартальные, а также те, которые необходимо выполнять при наступлении определенных событий.
  4. Работник должен также выполнять обязанности, записанные в правилах внутреннего трудового распорядка и ТК, коллективном договоре, трудовом договоре;
  5. 3) права работника включают: а) права, которые он может реализовать самостоятельно; б) права, которые он может реализовать, если выполнит обязанность (обязанная сторона); в) права, которые он может реализовать, если выполнит обязанность (обязанная сторона) и будет дано разрешение на реализацию права;
  6. 4) работы, выполняемые совместно с другими работниками. Работник — руководитель работ;
  7. 5) работы, выполняемые совместно с другими работниками. Работник — исполнитель работ;
Читайте также:  Трудоустройство инвалидов – проблемы и перспективы

6) ответственность работника: дисциплинарная; административная; материальная по ТК; гражданско-правовая по ГК; уголовная (см.: Сытинская М. Должностные инструкции. Понятие и традиционные подходы к их составлению // Кадровик. Трудовое право для кадровика. 2007. N 8).

2. На разных этапах регулирования трудовых отношений локальные акты используются системно.

Важной проблемой трудовых отношений является определение правового статуса наемного работника в организации в локальном законодательстве.

Правовой статус наемного работника в организации закрепляется следующими основными правовыми актами: описанием рабочего места; должностной инструкцией; правилами внутреннего трудового распорядка.

Первые 2 правовых акта — это акты применения норм трудового права. Третий правовой акт — нормативный.

Описание рабочего места как разновидность правового акта приобретает все большее значение при регулировании трудовых отношений.

Описание рабочего места — это акт применения нормы права к положению наемного работника. Он обращен к человеку, занимающему конкретное рабочее место.

Описание рабочего места составляется на основании ст. ст. 56, 57 ТК. Рабочее место (место работы) является одним из понятий трудового права, которое активно развивается в настоящее время. Согласно ст.

57 ТК место работы указывается в трудовом договоре.

Что же такое рабочее место? Рабочее место — все места, где работник должен находиться или куда ему необходимо следовать в связи с его работой. Эти места прямо или косвенно находятся под контролем работодателя (Конвенция N 155 МОТ «О безопасности и гигиене труда и производственной среде» (1981 г.)).

Рабочее место — участок помещения, на котором в течение рабочей смены или ее части осуществляется трудовая деятельность. Рабочим местом могут быть несколько участков производственного помещения.

Если эти участки расположены по всему помещению, то рабочим местом считается вся площадь помещения (разд. 3 СанПиН 2.2.4.548-96 «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений», утв.

Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 1 октября 1996 г. N 21).

Рабочее место — место постоянного или временного пребывания работающих в процессе трудовой деятельности (Правила работы с персоналом в организациях электроэнергетики Российской Федерации, утв. Приказом Минтопэнерго России от 19 февраля 2000 г. N 49).

В науке менеджмента рабочее место определяется по-иному. Под рабочим местом понимают задачи и функции, которые работник выполняет в организации. Рассмотрим несколько определений рабочего места, данных в литературе.

Рабочее место — пространственная зона трудовой деятельности, оборудованная необходимыми средствами (основным и вспомогательным оборудованием, технологической оснасткой, средствами организационной и вычислительной техники), определенная на основании трудовых и других норм, закрепленная за одним или группой работников для выполнения производственных или управленческих работ. Рабочее место — первичное звено производства, организации труда. Для служащих рабочее место обязательно сочетается с должностью.

При организации рабочего места должны учитываться: антропометрические данные; требования научной организации труда; медицинские, психологические рекомендации; правила гигиены; требования эргономики и технической эстетики.

На практике в большинстве организаций рабочие места формируются упрощенно, что существенно снижает эффективность производства.

Рабочие места классифицируются по следующим признакам (основаниям): категория работников (рабочих, служащих и т.д.

); профессия; число исполнителей (индивидуальное, коллективное); вид производства (основное, вспомогательное); тип производства (массовое, серийное, единичное); степень специализации (универсальное, специализированное, специальное); уровень механизации (механизированное, автоматизированное, для ручной работы); количество оборудования (одностаночное, многостаночное) и др.

Рабочее место может быть стационарным или передвижным, переменным (например, рабочим местом водителя может быть кабина автомобиля).

Рабочее место может находиться в закрытом помещении или на открытом воздухе, на высоте или под землей и т.д.

Рабочее место состоит из разных зон. Например, рабочее место руководителя включает 3 основные зоны: рабочую, зоны совещаний и отдыха.

В различных методиках используется понятие «описание работы», что равноценно понятию «описание рабочего места». Большинство описаний работы содержит следующие разделы: определение работы; краткое описание работы; отношения, ответственность и обязанности; полномочия; стандарты исполнения; рабочие условия; спецификация работ.

Документ «Описание рабочего места» обычно состоит из 3 разделов.

Первый раздел (общие положения) — это в основном перечень задач, которые решает работник, и действий, которые обязан он совершать, а также все направления деятельности на данном рабочем месте.

Второй раздел содержит квалификационные требования к работнику, который выполняет эту работу. В третьем разделе перечисляются качества, которые необходимы лицу для работы на этом месте.

Нередко работодатели создают сложные рабочие места, которые требуют от работника профессиональной подготовки по разным специальностям.

Например, работник должен выполнить работу сразу по нескольким квалификациям: начального профессионального образования, среднего специального образования, высшего профессионального образования. Кроме того, от него требуется выполнение работ по 3 специальностям.

Имеет ли право работодатель предъявлять такие требования к работнику? По нашему мнению, имеет, потому что это не противоречит требованиям ст. ст. 56, 57 ТК, в которых говорится, что по трудовому договору работник обязан выполнять работу по определенной должности, специальности или профессии. Поэтому в ст.

57 ТК можно внести изменение: записать не наименование должности, специальности, профессии, а наименование должностей, специальностей, профессий, т.е. расширить права работодателей в трудовых отношениях и привести их в соответствие с реально сложившимися отношениями.

Следует различать следующие понятия: «место работы» — это организация, в которой работает работник; «рабочее место» — это конкретное место, которое занимает работник, выполняя свою трудовую функцию в организации.

Видимо, в гл. 10 ТК следует ввести статью «Рабочее место», включив в нее 2 части: простое рабочее место и сложное рабочее место.

Статья может состоять из 5 частей, которые применимы к каждому виду рабочего места: 1) условия труда; 2) место пребывания во время трудовой деятельности; 3) участок помещения; 4) права, обязанности, ответственность наемного работника на рабочем месте; 5) место нахождения (см.

: Современные требования к работнику на рабочем месте. Основы организации труда: экономические и правовые аспекты: Практ. пособие / Под ред. В.И. Шкатуллы, Л.М. Суетиной. М., 2008. С. 270 — 312).

Источник: https://RuLaws.ru/tk/CHAST-PERVAYA/Razdel-I/Glava-1/Statya-8/

Каковы особенности действия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права? — Правовед.RU

100 юристов сейчас на сайте

Инспектор отдела кадров предприятия «Монтажспецстрой» предложил гражданину Юрченко, пришедшему наниматься на работу, заключить срочный трудовой договор. На возражения Юрченко, что работа, на которую он нанимается, не требует в соответствии со ст.

59 ТК РФ заключения срочного трудового договора, инспектор заметил, что в соответствии с действующими правилами внутреннего трудового распорядка организации со всеми вновь принимаемыми работниками должны заключаться срочные трудовые договоры.

Какая из сторон права? Каковы особенности действия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права?

Консультация юриста онлайн Ответ на сайте в течение 15 минут Задать вопрос

Ответы юристов (1)

Здравствуйте, Елена!

В этой ситуации прав гражданин Юрченко!  Статья 59 Трудового кодекса РФ содержит исчерпывающий перечень оснований для заключения срочного трудового договора.  Среди этих оснований отсутствуют случаи, предусмотренные локальными нормативными актами, такие случаи могут быть установлены только Трудовым кодексом РФ или иными федеральными законами.

Локальные нормативные акты (ЛНА), содержащие нормы трудового права, стоят в самом низу в иерархии нормативных актов, регулирующих трудовые отношения. В соответствии со ст.8 ТК РФ 

Работодатели, за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее — локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

Коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников. 

В трудовом законодательстве не очерчен конкретно круг правоотношений в сфере трудового права, которые могут регулироваться ЛНА.  Главное требование к ЛНА, установленное ТК РФ (ч.4 ст.

8) — Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.

Поэтому, если по условию задачи Правила внутреннего трудового распорядка предприятия «Монтажспецстрой» содержат такое положение в отношении заключения срочных трудовых договоров, которое противоречит ТК РФ, то применению подлежат правила ТК РФ, в частности ст.59 ТК РФ.

Источник: https://pravoved.ru/question/2613357/

Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права: понятие, виды, порядок принятия

       Особым видом источников трудового права являются локальные нормативные акты. Обоснованность их существования вытекает из правовой природы хозяйской власти работодателя (согласно термину профессора Таля).

       В науке советского трудового права теория локальных нормативных актов разрабатывалась активно по причине расширения самостоятельности государственных предприятий, их хозрасчетного финансирования и самоокупаемости.

       Пределы локального нормотворчества и его санкционирование со стороны государства определялись законодателем исходя из государственной политики в сфере труда. Самым основным локальным актом в советском трудовом праве являлись «правила внутреннего трудового распорядка».

       ТК РФ впервые дал легальное определение локальных нормативных актов — это акты, содержащие нормы права, которые принимает работодатель в пределах своей компетенции в соответствии с законами и иными нормативно-правовыми актами, коллективным договором и соглашениями (ст. 8 ТК).

       Характерные признаки локальных актов:

       1. Это нормативные подзаконные акты. Локальное нормотворчество определяется как санкционированное (делегированное) государством принятие локального акта в пределах, установленных государством. Законодатель закрепил место локального акта в системе источников трудового права. Особый порядок принятия локальных актов характеризуется:

  • • работодатель по общему правилу не обязан принимать локальные акты, но он вправе это делать в своих собственных интересах (например, в целях оптимизации налогообложения);
  • • вместе с тем законом установлена обязанность работодателя разрабатывать инструкции по охране труда (которые также являются локальными актами).
  • К локальным актам относятся:

• локальный акт, определяющий порядок обработки персональных данных работников (п. 5 ст. 86 ТК);

• приказ о приеме на работу и прочие.

Читайте также:  Продление срочного трудового договора на новый срок

       2. Особый порядок принятия. Локальные акты подразделяются на три группы в зависимости от порядка принятия:

  1. 1) акты, принимаемые работодателем единолично (например, приказ о приеме на работу);
  2. 2) акты, принятые в случаях, предусмотренных ТК и иными нормативными актами (коллективным договором с учетом мнения представительного органа работников);
  3. 3) акты, принятые по согласованию с представительным органом работников в случаях, предусмотренных коллективным договором или соглашением.

       Ст. 372 ТК определяет процедуру принятия локальных нормативных актов представительным органом работодателя с учетом мнения работников. Данная процедура предполагает получение мнения от профсоюза или иного представительного органа работников.

Если работодатель забыл спросить мнение профсоюза/представительного органа по конкретному локальному акту, то это является нарушением порядка (ст. 8) и такие акты являются недействительными.

Это влечет право представительного органа обращения на действия работодателя.

       3. Действует в пределах организации. Действует только на сотрудников конкретной организации. Работники должны быть ознакомлены с локальными актами письменно для последующего обязания работодателем работника выполнения локальных актов. Отсутствие письменного ознакомления влечет последствие применения «незнания» о существовании конкретного акта. Наступают следующие последствия:

1) акт не применяется;

2) работодатель привлекается к ответственности (ст. 68 ТК).

  •        Данное письменное согласование в идеале должно быть прошито, скреплено печатями и подписано.
  •        Виды локальных нормативно-правовых актов (в трудовом праве)
  •        Локальные нормативно-правые акты, принимаемые с учетом мнения работников

       К таковым, к примеру, относятся правила внутреннего трудового распорядка (ч.1 ст.190 ТК РФ). Признаки:

       Наличие в организации органа работников, представляющего работников интересы, который правомочен выражать их мнение. Отсутствие такового является основанием для принятия рассматриваемых локальных нормативно-правовых актов работодателем самостоятельно.

Могут быть приняты работодателем только с учетом мнения работников (ч.2 ст.8 ТК РФ), которое осуществляется в установленном законодательством РФ порядке. Несоблюдение установленного порядка либо игнорирование требования учета мнения работников влечет за собой недействительность принятого работодателем локального нормативно-правового акта (ч.4 ст.8 ТК РФ).

Перечень данных локальных нормативно-правовых актов (а точнее, необходимость их принятия с учетом мнения работников) предусматриваются законодательством РФ, коллективными договорами и соглашениями (ч.2 ст.8 ТК РФ).

       Представляется возможным (по критерию «субъект выражения мнения работников») разделить рассматриваемые локальные нормативно-правовые акты на две группы:

локальные нормативно-правовые акты, принимаемые с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. Например, графики отпусков (ст.123 ТК РФ);

локальные нормативно-правовые акты, принимаемые с учетом мнения представительного органа работников. К примеру, графики сменности (ч.3 ст.103 ТК РФ).

       Локальные нормативно-правые акты, принимаемые по согласованию с представительным органом работников

       Данный вид локальных нормативно-правовых актов имеет следующие признаки:

Наличие в организации органа работников, представляющего работников интересы, который правомочен участвовать в согласовании. Отсутствие такового является основанием для принятия рассматриваемых локальных нормативно-правовых актов работодателем самостоятельно.

Могут быть приняты работодателем только по согласованию с представительным органом работников, которое осуществляется в порядке, установленном коллективными договорами или соглашениями (ч.3 ст.8 ТК РФ).

Несоблюдение установленного порядка либо игнорирование требования согласованности с работниками влечет за собой недействительность принятого работодателем локального нормативно-правового акта(ч.4 ст.8 ТК РФ).

       Перечень данных локальных нормативно-правовых актов (а точнее, необходимость их принятия по согласованию с представительным органом работников) предусматриваются коллективными договорами и соглашениями (ч.3 ст.8 ТК РФ).

       Локальные нормативно-правые акты, принимаемые работодателем самостоятельно

К таковым, к примеру, относится положение о персональных данных работников (ст.87 ТК РФ).        Признаки:

       Принимаются работодателем лично без согласования или учета мнения работников.

       По общему правилу, работодатель в пределах своей компетенции принимает самостоятельно все локальные нормативно-правовые акты, если иное не предусмотрено законодательством РФ, коллективными договорами и соглашениями.

Однако, в случае отсутствия в организации представительного органа работников, полномочного выражать их мнения и участвовать от их лица в процессе согласования, работодатель принимает все локальные нормативно-правовые акты самостоятельно.

       Локальные нормативно-правые акты, принимаемые совместно работодателем и выборным органом первичной профсоюзной организации

       О данном виде локальных нормативно-правовых актов в своей работе упоминает М.В.Васильев. Выделение данного вида представляется весьма спорным. Можно выделить следующие признаки данного вида актов:

       Принимаются совместно работодателем и представителями рабочих в порядке, предусмотренном для заключения коллективных договоров, т.е. в порядке коллективных переговоров.

  1.        Наличие в организации органа работников, представляющего работников интересы, который правомочен участвовать в в проведении коллективных переговоров и дальнейшем заключении коллективного договора.
  2.        Перечень данных локальных нормативных актов может быть предусмотрен законодательством РФ или коллективными договорами.
  3.        Имеют статус приложений к коллективному договору.

       Васильев М.В. отмечает, что возможность придания некоторым локальным нормативным актам статуса приложения к коллективному договору означает их особую процедуру принятия.

В силу статуса приложения коллективному договору они «принимаются в порядке, предусмотренном для заключения коллективного договора, т.е. в порядке коллективных переговоров».

Как пример, он приводит локальный нормативно-правовой акт, предусмотренный ч.2 ст.190 ТК РФ, — Правила внутреннего трудового распорядка.

       Вместе с тем, в связи с подобной позицией возникает несколько проблемных моментов:

1) Общим признаком, исходя из ст.8 ТК РФ, для всех локальных нормативных актов является их принятие работодателем. О совместном принятии работниками и работодателями локальных нормативных актов речи не идет.

2) В законодательстве нет прямого указания на то, что придание статуса приложения к коллективным договорам данным локальным актам влечет изменение их процедуры принятия.

3) Применение процедуры «коллективных переговоров» подразумевает заключение соглашения в результате согласования воль сторон, участвовавших в этих переговорах. Это означает, что итогом подобной процедуры будет принятие не локального нормативного акта, а договора.



Источник: https://infopedia.su/20×7742.html

1.3. Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права

Работодатели,
за исключением работодателей — физических
лиц, не являющихся индивидуальными
предпринимателями, принимают локальные
нормативные акты, содержащие нормы
трудового права, в пределах своей
компетенции в соответствии с трудовым
законодательством и иными нормативными
правовыми актами, содержащими нормы
трудового права, коллективными договорами,
соглашениями.

В
установленных случаях работодатель
при принятии локальных нормативных
актов учитывает мнение представительного
органа работников (при наличии такого
представительного органа). Коллективным
договором, соглашениями может быть
предусмотрено принятие локальных
нормативных актов по согласованию с
представительным органом работников.

Нормы
локальных нормативных актов, ухудшающие
положение работников по сравнению с
установленным трудовым законодательством
и иными нормативными правовыми актами,
содержащими нормы трудового права,
коллективным договором, соглашениями,
а также локальные нормативные акты,
принятые без соблюдения учета мнения
представительного органа работников,
не подлежат применению. В таких случаях
применяются трудовое законодательство
и иные нормативные правовые акты,
содержащие нормы трудового права,
коллективный договор, соглашения (ст. 8
ТК РФ).

Назначением
локальных нормативных актов является
конкретизация трудового законодательства
с учетом особенностей и условий работы
у конкретного работодателя, повышение
гарантий, предоставляемых работникам,
а также определение условий их труда.

Работодатель
принимает локальные нормативные акты
как единолично, так и с учетом мнения
представительных органов работников.
Без учета мнения представительного
органа работников (единолично) принимаются:
штатное расписание, должностные
инструкции, приказы, распоряжения и
т.п.

  • Акты,
    устанавливающие условия и оплаты труда,
    по общему правилу принимаются с учетом
    мнения представительного органа
    работников. К ним относятся:

  • локальные нормативные акты, устанавливающие
    нормы труда, независимо от их наименования
    (ст. 162 ТК РФ);

  • графики сменности, которые, как правило,
    являются приложением к коллективному
    договору (ст. 103 ТК РФ);

  • локальные нормативные акты об оплате
    труда (положения об оплате труда) (ст. 135
    ТК РФ);


правила внутреннего трудового распорядка,
которые, как правило, являются приложением
к коллективному договору (ст. 189, 190
ТК РФ).

По
решению работодателя могут приниматься
и другие локальные нормативные акты,
например, положение о персонале, положение
о порядке ведения коллективных переговоров
в организации, положение об участии
работников в управлении организацией,
положение о комиссии по трудовым спорам
и т.п.

Если
постоянно действующий представительный
орган работников в организации не
сформирован, проект локального
нормативного акта должен быть направлен
представителям работников, избранным
в соответствии со ст. 31 ТК РФ. В том
случае, когда работники не воспользовались
своим правом избрать представителей,
работодатель имеет право принять
соответствующий локальный акт единолично.

Порядок
учета мнения представительного органа,
представляющего интересы работников
организации при принятии локальных
нормативных актов, содержащих нормы
трудового права определен статьей 372
ТК РФ.

Так, работодатель в предусмотренных
ТК РФ случаях, перед принятием решения
направляет проект такого локального
нормативного акта и обоснование по нему
в выборный орган, первичной профсоюзной
организации, представляющий интересы
всех или большинства работников, который
не позднее пяти рабочих дней направляет
работодателю мотивированное мнение по
данному проекту в письменной форме.

В
случае если это мнение не содержит
согласия с проектом локального
нормативного акта либо содержит
предложения по его совершенствованию,
работодатель может согласиться с ним
либо обязан в течение трех дней после
получения мотивированного мнения
провести дополнительные консультации
с выборным органом работников в целях
достижения взаимоприемлемого решения.

При
недостижении согласия возникшие
разногласия оформляются протоколом,
после чего работодатель имеет право
принять локальный нормативный акт,
который может быть обжалован выборным
органом первичной профсоюзной организации
в Федеральную службу по труду и занятости
или в суд. Выборный орган первичной
профсоюзной организации также имеет
право начать процедуру коллективного
трудового спора в порядке, установленном
ТК РФ.

Государственная
инспекция труда при получении жалобы
(заявления) выборного органа обязана в
течение одного месяца со дня получения
жалобы (заявления) провести проверку и
в случае выявления нарушения выдать
работодателю предписание об отмене
указанного локального нормативного
акта, обязательное для исполнения.

Локальные
нормативные акты следует отличать от
коллективного договора, который
представляет собой нормативное
соглашение, принимаемое в договорном
порядке (ст.ст. 40, 41 ТК РФ).

В отличие
от коллективных договоров и соглашений,
которые заключаются после проведения
коллективных переговоров и действуют
в течение определенного срока (до трех
лет), локальные нормативные акты
принимаются обычно по инициативе
работодателя, процедура их принятия не
определена (за исключением указания об
учете мнения представительного органа
работников), они могут быть как срочными,
так и постоянными.

В
системе источников трудового права
локальные нормативные акты занимают
низшее положение.

Они не должны содержать
норм, ухудшающих положение работников
по сравнению с трудовым законодательством,
подзаконными нормативными актами
(Указами Президента РФ, постановлениями
Правительства РФ, актами федеральных
органов исполнительной власти), законами
и подзаконными актами субъектов РФ,
нормативными актами органов местного
самоуправления, а также соглашениями
и коллективными договорами.

Порядок
принятия локальных нормативных актов
очень важен с точки зрения определения
их действия.

Акты, принятые с нарушением
установленного порядка учета мнения
представительного органа работников
(либо в случаях, предусмотренных
коллективным договором, соглашением,
— без согласования с таким органом),
считаются недействительными с момента
принятия и не подлежат применению с
момента их принятия.

Источник: https://studfile.net/preview/5662949/page:7/

Ссылка на основную публикацию